Поворот не туда: актеры и режиссеры без театрального образования

7 мин.
Химики, физики и лирики среди героев московской сцены

Взрослые часто предостерегают юных абитуриентов: «Не надо учиться на экономиста/юриста — их слишком много», «Учителям мало платят», «Журналисты копаются в грязном белье», «Врачебное дело — слишком большая ответственность», «Актерский?!» —  так вчерашние школьники, забывая о «выдавливании из себя раба» и поддаваясь давлению среды, вынуждены отказаться от своего максимализма в пользу "нормальных" профессий. Фаталистская подборка «Силы Культуры» рассказывает о превратностях судьбы — о режиссерах и актерах, карьера которых началась не со студий и мастерских.

Основатель «Практики», режиссер Эдуард Бояков — выпускник факультета журналистики Воронежского государственного университета, Московской международной школы бизнеса и Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Его театральная карьера началась позднее, но зато сразу с премии «Золотая маска»: когда Бояков возглавил дирекцию фестиваля.


Спектакль «Наше» в театре «Практика». Фото: театр «Практика»

Окончив школу, он поступил на филологический факультет местного университета. По зову родины и военкомата ушел со второго курса служить на Тихоокеанский флот, где стал заниматься художественной самодеятельностью, — так миру явился театральный режиссер, музыкант, писатель и просто человек из Кемерово Евгений Гришковец.


Спектакль «Прощание с бумагой».  Источник фото: Театральный центр на Страстном

Актриса театра и кино Равшана Куркова выросла в актерской семье : «…я с детства пропадала на съемочной площадке у мамы, на репетициях в театре "Ильхом" у папы, дышала этим воздухом. Но родители хотели, чтобы я получила более надежную профессию, чем актриса. В стране был дефолт, кино не снимали, поэтому мое первое образование — филологическое. Когда же кино начало активно развиваться, я, проработав редактором ток-шоу на телевидении, вернулась в профессию, которой совершенно заражена».


Спектакль «Иллюзии», театр «Практика».  Источник фото: театр «Практика»

Режиссера Анатолия Васильева кривая дорожка сомнений юности вывела на химический факультет Ростовского государственного университета. Однако после его окончания Васильев поступил на режиссерский факультет ГИТИСа на курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова.


Фото: Михаил Белоцерковский

Художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, кстати, с отличием закончил физфак того же славного Ростовского университета: «После школы я пошел к Анатолию Васильеву становиться режиссером. Он спросил, что я поставил в школе, это были «Лионская ткачиха» и спектакль про Энгельса. Потом мы еще поговорили, и он посоветовал: «Ты во все эти художественные ПТУ вроде ГИТИСа не ходи. Ты лучше получи нормальное образование».


Фото: Ира Полярная, Гоголь-центр

Константин Богомолов: «Я окончил филфак (МГУ им. М.В.Ломоносова — прим. «Сила Культуры») и могу сказать, что филологическое образование способствует асоциальности». После травмирующего опыта фундаментального гуманитарного образования Константин поступил в ГИТИС на курс Андрея Гончарова и вернулся в социум театральным режиссером.


Спектакль «Машина Мюллер», театр «Гоголь-центр». Источник фото : «Гоголь-центр»

Актер Андрей Бурковский закончил Юридический институт Томского государственного университета, но в 25 лет передумал и поступил в Школу-студию МХАТ.


Спектакль «Примадонны», МХТ имени А.П.Чехова.  Источник фото: МХТ имени А.П.Чехова

Тогда еще не писатель и не драматург Игорь Симонов окончил физико-математический факультет Университета Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы, затем преподавал математику в Московском Архитектурном Институте. Наверное, именно там желание творить проникло в разум математика Симонова и сподвигло его на создание таких пьес, как «Небожители» и «Девушка и революционер».


Спектакль «Девушка и революционер», театр «Практика».  Источник фото: театр «Практика»

Ныне актер театра «Практика» Павел Артемьев занимался музыкой, писал песни, пускал корни в отечественную поп-музыку, учился в Миланской консерватории им. Джузеппе Верди по классу тромбона и в Институте стран Азии и Африки (МГУ) на кафедре японского языка. Актерская карьера Павла началась с поэтического спектакля «Стихи про Москву» и «Жара» по пьесе Натальи Мошиной в «Практике», теорией же Павел занялся позднее, закончив актерские курсы Иваны Чаббак в Лос-Анджелесе.  


Спектакль «Наше», театр «Практика».  Источник фото: театр «Практика»


Читайте также

Следите за нами в социальных сетях