Вышли вон: 8 спектаклей, которым не нужна сцена

7 мин.
Как театр оккупирует квартиры, фабрики и переходы

Спектакль «Декалог», Театр им. Вл. Маяковского. Источник фото: пресс-служба театра

Театр веками жил под открытым небом — на ярмарочных площадях и в античных амфитеатрах. В шекспировском «Глобусе» был только соломенный навес, благополучно сгоревший во время одной из постановок. Всеволод Мейерхольд, на режиссуру которого повлияли традиции уличного театра, разрабатывал идею походного спектакля, в котором представление и ландшафт дополняли бы друг друга.

Эту мысль развили и современные режиссеры. Актуальная драма находит прибежище где угодно: в психбольнице, в публичном доме, на заброшенной фабрике, в метро и на кухне. Иногда действие спектакля разворачивается прямо на улице, и его участниками становятся не только актеры и зрители, но и прохожие. 

Мы собрали несколько театральных экспериментов в жанре хэппенинга, иммерсивного театра, театра-променада, которые шли и идут в Москве.

«Огненные люди»

«Огненные люди» — независимая труппа уличных артистов, работающих в жанре «театр огня» и продолжающих традиции европейских карнавальных зрелищ. Спектакли с использованием спецэффектов и пиротехники проходят на улице. Порой даже в воздухе, как в вертикальной постановке «Ариэль», где актеры передвигаются по стене с помощью тросов. Другой огненный спектакль сопровождает оркестр пожарных, одетых в старинную форму.


Спектакль «Огненные люди». Источник фото: сайт Тетра огня

«Неявные воздействия»

В январе экспериментальная постановка Театра.doc «Неявные воздействия» попала в хроники происшествий. Полицейские задержали режиссера Всеволода Лисовского и актрису Марину Карлышеву, приняв разыгранную сцену за настоящую попытку самоубийства. Включенность в повседневную жизнь — ключевая особенность документального спектакля, который исполняется в пространстве города: «на улицах и в торговых центрах, в заброшенных домах и на площадях, в кабинках общественного туалета и в парках, в метро и в тесных коридорах частных квартир». Зрители до последнего момента не знают, где пройдет спектакль и как далеко он их заведет на этот раз.


Спектакль «Неявные воздействия». Истоник фото:сайт Тетр.Doc

Cargo Moscow

Путешествие в фургоне грузовика, через окно которого зрители наблюдают за происходящим — проект немецких театральных авангардистов Rimini Protokoll, с которым они объездили города Восточной Европы. Главный герой спектакля Cargo — дальнобойщик, следующий по одному из привычных маршрутов. Зрители на два часа погружены в его мир на колесах, где кабина служит и рабочим, и спальным местом, легковые машины похожи на карликов, а города проносятся за стеклом в виде дорожных указателей, вывесок мотелей и рекламы фаст-фуда. В Москве спектакль представит импресарио Федор Елютин.


Спектакль Truck Tracks Ruhr. Источник фото: сайт Rimini Protokoll

Спектакль Truck Tracks Ruhr. Источник фото: сайт Rimini Protokoll

Remote Moscow

Remote Moscow — прогулочный спектакль для группы из 50 человек. Зрители, следуя за голосом гида в наушниках, передвигаются по городу и участвуют в действии. Спектакль на грани квеста, перфоманса и экскурсии длится ровно сто минут. Прогулки не отменяют даже в дождливые дни. По маршруту Remote прошли уже больше 20 тысяч зрителей, «услышавших» город в режиме стерео.


«Декалог на Сретенке»

Заявленный жанр спектакля — бродилка в десяти заповедях. Драматург Саша Денисова и режиссер Никита Кобелев открыли для зрителей помещения филиала Театра Маяковского, в которых развивается действие. Это одновременно экскурсия по зданию и путешествие во времени, погружение в старую Москву, костюмированный парад человеческих историй про грешную и смешную жизнь.


Спектакль «Декалог», Театр им. Вл. Маяковского. Источник фото: пресс-служба театра

«СЛОН»

Трехчасовой перфоманс Театра Школы-студии МХАТ «СЛОН» с участием студентов Мастерской Дмитрия Брусникина — сложное сочинение режиссера и драматурга Андрея Стадникова про несвободу, насилие над личностью, страх. «СЛОН» — спектакль-аббревиатура, коллаж из советских пьес, которые играли на сцене узники сталинских лагерей, из фильмов и стихотворений, объединенных в ассоциативный ряд. Спектакль «выстрелил» два года назад, играли его всякий раз на новом месте: на заводе «Кристалл» до реконструкции и на стройке на Сретенском бульваре.


Спектакль «СЛОН». Источник фото: пресс-служба театра


Спектакль «СЛОН». Источник фото: пресс-служба театра

«В гостях. Европа»

Еще один проект группировки Rimini Protokoll, привезенный в Россию фестивалем «Территория», сталкивает актеров и зрителей в тесном пространстве московской квартиры, где условные хозяева и гости устраивают посиделки и кухонные дебаты о границах личности, частной жизни, квартиры, страны и континента. Незнакомцы садятся за стол переговоров и за два часа, пока в печке томится пирог, узнают много нового о себе и соседях.


Спектакль «В гостях. Европа». Источник фото: сайт фестиваля «Территория»

«Твоя игра»

«Твоя игра» — театр одного зрителя, получасовой интерактивный опыт, придуманный в Бельгии и выпущенный в Москве ограниченным тиражом (5 тысяч билетов). Импресарио Федор Елютин, заразивший москвичей необычными театральными формами, описывает проект как что-то, что хочется, но невозможно пережить заново. Что именно происходит со зрителем во время «Игры» в красной комнате? — Большой-большой секрет, на котором держится вся загадка постановки.


A post shared by твоя_игра (@a_game_of_you) on

Читайте также

Следите за нами в социальных сетях