5 спектаклей Театра Наций — минимум театрала

16 мин.
Сейчас здание из красного кирпича в псевдорусском стиле, спрятавшееся в Петровском переулке, — излюбленное место туристов и фотографов.

Театр Наций был построен по проекту архитектора Михаила Чичагова на деньги русских меценатов братьев Бахрушиных. Здесь в 1885 году антрепренер и театральный деятель Федор Адамович Корш открыл первый в России частный театр. В театре играли в основном легкие и веселые пьесы — репертуар выстраивался под запросы публики. Чтобы обеспечить театр финансами, Корш первым принял решение давать дневные представления — они неизменно собирали зал, потому что билеты на утренние спектакли стоили на порядок дешевле. 

Но зрителей привлекал не только легкий репертуар и низкая стоимость билетов. Интерес подогревался еженедельными премьерами, пусть и не всегда высокого качества. Корш заботился о том, чтобы театр удивлял зрителей, поэтому сцена была оборудована по последнему слову техники, а гримерные, зрительный зал и фойе освещались с помощью электричества, что для того времени было явлением необыкновенным. 

Именно в стенах здания в Петровском (тогда еще Богословском) переулке состоялось знакомство Чехова и Станиславского, а Корш стал человеком, открывшим театру Чехова-Драматурга. По заказу русского антрепренера Антон Павлович всего за десять дней написал пьесу «Иванов», премьера которой состоялась там же. 

В 1932 году театр Корша стал филиалом Московского Художественного Театра. За время существования театра на его сцене играли такие актеры как Мария Блюменталь-Тамарина, Александра Яблочкина, Ольга Андровская, Иннокентий Смоктуновский, позднее Олег Ефремов и Олег Табаков. В 1992 году театр был переименован и получил современное название — Государственный Театр Наций. В 2006 его возглавил Евгений Миронов, который завершил долгую реставрацию театра а позднее оборудовал и открыл внутри еще одну, Малую сцену.

Театр Наций сейчас — проектный театр, который не имеет постоянной труппы. Это площадка, на которой работают самые известные режиссеры: Робер Лепаж, Томас Остермайер, Роберт Уилсон, Кирилл Серебренников и другие. 

Мы составили гид по постановкам Театра Наций, которые точно стоит увидеть.


Рассказы Шукшина 

Режиссер: Алвис Херманис 

«Рассказы Шукшина» —  спектакль уникальный во всех смыслах. Эта постановка стала одновременно отражением и противовесом «современному театру», который полон политики и протеста. Герои «Рассказов» не надрываются, не диктуют ничего со сцены, не пропагандируют и не декламируют. Они живут. 

Дебют латвийского режиссера Алвиса Херманиса на российской сцене состоялся еще в 2008 году. Но до сих пор каждый раз в зале Театра Наций аншлаг, а билеты нужно покупать чуть ли не за три месяца «до». Зато во время спектакля забываются и работа, и московские пробки, и шум метро. Родная проза Шукшина избавляет от будничной рутины, она близка и понятна как будто на генетическом уровне. 

Мастерство режиссера здесь проявляется в тонкой работе и с материалом, и с артистами. Видно, что Евгению Миронову, Чулпан Хаматовой и Юлии Пересильд самим нравится играть шукшинских героев — так легко у них это получается. Перед началом репетиций труппа ездила на родину Василия Макаровича в деревню Сростки в Алтайском крае. Односельчане писателя поделились воспоминаниями о нем и показали прототипов героев из рассказов. Фотографии местных жителей — продавцов, медсестер, рабочих, благодаря фотографу Монике Пормале, стали декорациями к спектаклю. 

Постановка существует вне времени — невозможно определить, когда именно происходит действие.  Но в данном случае это и неважно. Главное, что «Микроскоп», «Срезал», «Сапожки» и другие рассказы Шукшина заставляют хохотать, плакать, а иногда и смеяться сквозь слезы. 

Наивный и простой в своей гениальности спектакль, на который точно захочется вернуться.


Фото: Кирилл Иосипенко


Сказки Пушкина 

Режиссер: Роберт Уилсон 

«Сказки Пушкина» — до сих пор единственная драматическая постановка американца Роберта Уилсона в России. К премьере готовились долго — только переговоры с режиссером заняли почти 8 лет. 

Перед постановкой Уилсон провел глобальное исследование творчества Пушкина, а в Москву привез свою команду сценографов, художников и гримеров, которые создали новый, завораживающий мир сказок Пушкина. В 1994 году New York Times признали Роберта Уилсона «влиятельнейшей фигурой мира экспериментального театра». Его постановка в Москве — шанс познакомиться с творчеством режиссера с мировым именем. 

Каждое движение актера, интонация и световой переход отточены и строго выверены по времени. В этом мастерство Уилсона — для него важны мелочи и детали. Существовать в пространстве спектакля, где нет места для импровизации, актерам невероятно сложно. Но, по признанию самого Уилсона каждый, кто занят в «Сказках Пушкина», справился с этой задачей. 

На афише много громких имен — Евгений Миронов, Дарья Мороз, Александр Новин, но узнать их в гриме (это еще одна отличительная черта постановок режиссера) будет непросто: для каждого персонажа от Рассказчика до Кота учёного Уилсон придумал многогранный и глубокий образ. 

Герои «Сказки о царе Салтане», «Сказки о рыбаке и рыбке» и других произведений Пушкина теперь читают рэп, исполняют почти цирковые номера и поют мировые хиты — тут можно услышать даже The Beatles.

«Сказки Пушкина» — это совершенно точно новая жизнь русской классики, известной зрителям с раннего детства. Жизнь современная и динамичная – под стать настоящему времени. 


Фото: Люси Янщ



Метод Грёнхольма 

Режиссер: Явор Гырдев 

Спектакль болгарского режиссера Явора Гырдева — офисные «голодные игры» с Сергеем Чонишвили в главной роли. Четыре кандидата на должность топ-менеджера в транснациональной компании встречаются в приемной, чтобы пройти финальное собеседование. Сильные и уверенные в себе «акулы бизнеса», их образы — точная иллюстрация понятия «успешный человек». 

«Да, вот мое резюме, да, двадцать лет работы в сфере, да, курсы повышения квалификации и свободное владение пятью языками» — скорее всего, так они представляли последнее собеседование. Знатоки офисного мира привыкли к дежурным улыбкам, деловым переговорам и подсчету прибыли и убытков. 

Изобретательные HR-ы придумали для кандидатов игру по другим правилам — собеседование по особому «Методу Грёнхольма». Формальной встречи один на один с руководителем не будет, но будут провокационные задания и вопросы. Выходить из комнаты до конца собеседования нельзя, что бы ни произошло. Можно лишь следовать голосу из колонок и выполнять задания. Если ты покинул приемную, значит ты вне игры. Ты сдался, потерял должность, тебя навсегда списали со счетов. 

На сцене — психологический детектив, где обстановка накаляется с каждой секундой: вот кандидаты решают судьбу сотрудника, который захотел сменить пол, а вот одному из них звонят и сообщают, что мамы больше нет в живых. Сейчас они врут и клевещут друг на друга в погоне за должностью, а уже через минуту рыдают, вспоминая родителей.

Это нужно, чтобы вычислить, кто подходит на роль «машины для зарабатывания денег», кто не даст слабину в сложный момент и пойдет по головам.

Пьеса каталонца Жорди Гальсерана — хит XXI века, времени, когда офисы каждый день поглощают тысячи новых людей с их переживаниями и страданиями, комплексами и амбициями. Уолл-стрит или Москва-сити —  такая таинственная приемная наверняка существует где-то рядом с нами. 


Фото: Елена Лапина


Фото: Денис Жулин 


Живые картины

Режиссер: Виктор Алферов

Спектакль Виктора Алферова идет на Малой сцене Театра Наций. Говорить и слушать о любви во время блокады Ленинграда лучше в таком камерном пространстве — на большой сцене эта история потеряла бы необходимую интимность. 

Искусствовед Антонина Изергина и художник Моисей Ваксер переживают тяжелые времена блокады вместе в Рембрандтовском зале Эрмитажа. Тут нет показного пафоса и ужаса войны, перед зрителями двое влюбленных, которым довелось жить в сложное время. Они делятся последними крошками хлеба, пытаются согреть друг друга, но думают не об этом, а о том, что «искусство – хорошая штука, ради него стоит жить». От их разговора по душам бросает в дрожь. 

Моисей и Тотя — два реально существовавших человека. Автор пьесы Полина Барскова работала в архивах, по крупицам собирая историю из дневников участников блокады. 

В результате получился не спектакль, а «документ-сказка», как называет его автор. 


Фото: Сергей Петров



Осторожно, эльфы! 

Режиссеры: Мария Литвинова, Вячеслав Игнатов

В репертуаре Театра Наций две постановки для детей: первая – спектакль Полины Стружковой «Детский сад стихов» по стихотворениям Роберта Льюиса Стивенсона. На него можно приходить с самыми маленькими – возрастного ограничения у постановки нет. Вторая, недавняя премьера, «Осторожно, Эльфы!» — детский детектив для ребят постарше. 

Авторы постановки и режиссеры – лауреаты «Золотой маски» Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов. Супруги и родители двух детей — они основали театр «Трикстер», пожалуй, один из самых необычных детских театров. Маша и Слава знают, как создать спектакль, который наверняка понравится детям.

Их постановка в Театре Наций — настоящий фокус. Зрителям предлагают стать не просто наблюдателями, а участниками мистического расследования. Интерактивный детектив, где дети выступают в роли поисковой группы, которой нужно раскрыть дело об исчезновении маленькой девочки. «Осторожно, Эльфы» идеальный вариант, для того, чтобы познакомить ребенка с театром.

Юные сыщики отряда по борьбе с эльфопреступностью пройдут специальную подготовку: узнают, что из себя представляют эльфы, почему их нужно опасаться и как обезвредить. В роли наставников и учителей — Александр Якин, Сергей Мелконян и Елизавета Мартинес Карденас. По секрету расскажем, что некоторым зрителям даже достанутся отдельные небольшие роли в спектакле. Но впечатлений для всех будет одинаково много, ведь не каждый день на сцене можно увидеть снегопад и фантастический театр теней.


Фото: Мария Зайвый

Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях