О Малевиче — к Неделе театральной моды

Вечная победа над солнцем



7 и 8 марта в Боярских палатах СТД РФ пройдет Young Theatre Fashion Weekend, где можно будет посмотреть на моду в театре от молодых художников по костюму и послушать лекции на соответствующие темы. Мы же решили вспомнить костюмы и декорации Каземира Малевича и его «Победу над солнцем» — самую модную и авангардную постановку не только с точки зрения драматической композиции, но и костюмов и декораций.

В начале XX-го века в России стали появляться авангардистские клубы — художники бросали вызов обществу и его мещанским вкусам, боролись со стандартными понятиями красоты и черпали вдохновение в народных традициях. Это веяние затронуло не только изобразительное искусство, но и театральное.


                       


В 1913 году в Петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера футуристического спектакля-оперы «Победа над Солнцем», над которым работали композитор Михаил Матюшин, поэт Алексей Крученых и художник Казимир Малевич. Название отсылало к затмению, которое среди современников на тот момент считалось плохим знаком. Футуристы же, напротив, видели в нем триумф нового времени и торжество разума. Постановка рассказывала о группе «будетлян», решивших завоевать Солнце. На деле под «будетлянами» подразумевалась группа молодых футуристов, а под Солнцем — устаревшие на их взгляд понятия о красоте.

Над костюмами и декорациями постановки работал Каземир Малевич, и именно в этой постановке впервые и появился его знаменитый «Черный Квадрат» в качестве декоративного элемента. По задумке, он закрывал Солнце, символизируя затмение, а белая окантовка по краям изображала пробивающиеся лучи. 


                        


Малевич использовал геометрические абстрактные фигуры в эскизах и костюмов и декораций. Даже сейчас при взгляде на его зарисовки тяжело представить, как можно воплотить это на сцене: герои с трапециевидными и квадратными головами, треугольными ногами и лицом, обтянутым тканью. Герои на сцене лишь отдаленно напоминали людей, представляя собой наборы передвигающихся фигур. Так Малевичу удалось донести одну важную мысль: форма — не главное, и даже за нее можно выйти.

Постановка опередила свое время, и осталась невостребованной общественностью вплоть до  1988 года. Сегодня многие современные театры включают «Победу над Солнцем» в свою программу (РАМТ, театр Стаса Намина, Русский Музей). Она больше не шокирует зрителя так, как раньше, но тем не менее многим кажется оригинальной. С каждой постановкой костюмы и грим становятся все более фантасмагоричными. Но всегда художники создают их эскизам Малевича — такая маленькая традиция. Но и в веке XXI-ом герои «Солнца» кажутся фантазийными существами из сна.  


                                


                              


                               


                               

Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях