Неисповедимы пути психиатрические: спектакль по трудам Оливера Сакса

3 мин.
О чем рассказывает постановка в театре имени Маяковского


В театре имени Маяковского (сцена на Сретенке) с 26 ноября идет премьерный спектакль по трудам американского нейропсихолога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». И если вам еще не удалось его увидеть, то 31 марта у вас есть шанс это исправить. Предупредим сразу: при его просмотре возникает немало вопросов. И далеко не на все найдутся ответы. 


Что есть норма? Стандарт большинства? А большинство — это …пресловутый пятьдесят один процент? Но остальных не так уж мало. И они — ненормальные? Режиссер Никита Кобелев взял за основу истории болезни людей, которые на первый (да и второй) взгляд кажутся вполне здоровыми. И грань между этими двумя состояниями очень зыбкая. Как в известной арии Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама»: «Сегодня — ты, а завтра — я…». Вот женщина, в ее голове все время звучит музыка. А в вашей – нет? За себя не поручусь. У Шостаковича, например, звучала. Особенно после того, как в его голову попал осколок снаряда. И композитор не стал его удалять – боялся, что музыка пропадет. Получается, что изменения в работе мозга открывают неведомые горизонты. Вспомним художников, которые не хотят отказываться от легких наркотиков, потому что именно в этом состоянии они достигают пика вдохновения. 

Вот мужчина с тиками — по его лицу и телу проходят судороги. Иногда они выглядят как припадки бешенства с ненормативной лексикой. Не встречали таких? Помимо лекарств ему прописали … игру на ударных инструментах — когда он колотит по барабанам и тарелкам, то успокаивается. А вот игривая старушка, у которой в 82 года вдруг проснулось бешеное либидо, и она активно ищет любви. Неисповедимы пути психиатрические.  

Интересна история девушки. Она была зажатой, неприспособленной, даже не могла самостоятельно одеться. Однажды по весне врач встретил ее в парке, они разговорились не как доктор с пациенткой, а как обычные люди, радующиеся расцвету природы. Девушка смотрела по сторонам и с восторгом описывала все, что видит. И психиатр поймал себя на мысли, что ее рассказ точными и тонкими образами напоминает стихи символистов. Ее перевели в отделение с театральной трудотерапией: выступая на местной сцене, девушка начала петь и танцевать, становилась все более открытой и раскованной и вернулась в нормальную жизнь. 


Тема психических отклонений давно интересует деятелей искусства. Книга Сакса стала мировым бестселлером, по ней написана опера, ставятся постановки. Театр Маяковского продолжает эту инсценировку.

Оливер Сакс считал своих пациентов «странниками в невообразимо далеких краях…», видел в их сознании и мироощущении отблеск сказки и чуда. Вглядываясь в их судьбы, однажды перевернутые болезнью, доктор исследовал связь между сознанием, душой и мозгом.

Ему вторит режиссер Никита Кобелев, жанр спектакля необычен: «Встречи с замечательными людьми». После просмотра верится, что они действительно такие. И понятие «нормы» здесь неуместно.



Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях