Костюмы «Короля Лира» в лучших мировых постановках

6 мин.
1 марта на сцене Малого театра пройдет премьера, над которой работала Оксана Ярмольник


Источник фото: ГАМТ

В первый день весны Историческая сцена Малого театра откроется после реконструкции премьерой спектакля «Король Лир». Человеческое стремление к саморазрушению, постоянная борьба за силу и власть, надежда на спасение через любовь и веру — вечные шекспировские темы ожидают зрителя в новой трактовке Антона Яковлева.

Оксана Ярмольник – известный художник по костюмам и дизайнер – тщательно продумала облик героев пьесы. В последние годы Оксана была сконцентрирована на создании своих фирменных кукол и написании детских книг, но для «Короля Лир» решила сделать исключение. Ее фирменный почерк прослеживается в искусном сочетании оттенков и выборе натуральных тканей для костюмов. Качественный трикотаж, жилеты неожиданного кроя, рубахи из льна и портупеи из потертой грубой кожи не только добавляют драматичности образам, но и заставляют нас немного сожалеть о том, что костюмы нельзя приобрести для своего гардероба. Каждый герой пьесы выглядит уникально, но не выбивается из общей визуальной концепции, что дает ощущение завершенности образов.

В честь премьеры мы решили вспомнить, какие из современных постановок «Короля Лир» поразили нас своими костюмами.



Источник фото: ГАМТ



Бристольская театральная школа представила свою интерпретацию пьесы совсем недавно – летом 2016 года, в честь 250-летия театра. Создатели постановки не отрицали, что политический подтекст (напомним, что по сюжету правитель Британии разделяет свою страну между дочерьми, что в дальнейшем привело к конфликту в стране) сыграл важную роль при работе над пьесой, что вполне естественно в контексте Брексита.

Король Лир при галстуке и в костюме, Корделия — в пиджаке мятного цвета и Придворный Шут в исполнении Стефани Коул, своим нарядом напоминающий жительницу бристольского пригорода, — все эти образы навевают ощущение, что действие перенесено на сцену с улиц современной Британии, а не основано на трагедии Шекспира.



           


Нашумевшая постановка Тревора Нанна Royal Shakespeare Company со временем превратилась из театральной в телевизионную. Ее успех был вызван как звездным составом (в этой постановке роль Короля Лир сыграл Иэн Маккеллен), так и неожиданными сценическими приемами. Спектакль не раз подвергался критике за необоснованную, по мнению многих, сцену обнажения главного героя. Тем не менее, именно этот «Король Лир» стал одним из самых знаменитых современных постановок Шекспира

Костюмы выполнены в классическом стиле, но в них отчетливо проступает влияние казачьих и кавказских традиций. Красочный наряд главного героя, нагрудные карманы-патронташи, газырницы или золотая отделка и даже головной убор, отдаленно напоминающий папаху, — дарят зрителю ощущение официозности происходящего на сцене.


                        


                        


Лев Додин в постановке «Короля Лира» 2006 года в Малом драматическом театре отошел от расхожего образа доверчивого героя трагедии. Режиссер вернул Королю Лиру облик сумасшедшего и бунтующего человека. Тем не менее, главный герой в исполнении Петра Семака не берет на себя вину за происходящее — на протяжении всего спектакля она переходит от одного персонажа к другому.

Одежда актеров, как и декорации, выполнена достаточно лаконична. Строгие линии и однотонные ткани сочетаются с виртуозностью в конструировании. Белые и светло-серые материалы костюмов как нельзя лучше смотрятся на темном фоне.





                         


В 2006 г. на сцене чикагского театра Goodman Theatre Роберту Фоллсу удалось создать настоящий постапокалиптический и одновременно пугающе реальный мир. Драматические события пьесы разворачиваются на фоне простых декораций: Король Лир рассказывает о том, как он поделит государство, пока нарезает пирог на семейном праздновании, а первая сцена спектакля происходит в уборной, где герои непринужденно обсуждают возможного преемника Короля. Спектакль вызвал неоднозначную реакцию со стороны публики: многие утверждали, что эту постановку можно либо возненавидеть, либо полюбить всем сердцем. 

Фоллсовское толкование представило нам героев в наборе современных архетипов: томные Регана и Гонерилья, озабоченные своим внешним видом, и Эдгар — молодой обеспеченный парень с пристрастием к таблеткам. В таком контексте ни шубы, ни дорогие обтягивающие платья сестер, ни скромный пиджак Короля не смущают зрителей.


                          


                          


Спектакль Chinese Peking Opera был представлен в 2011 году на Международном Эдинбургском Фестивале. Его оригинальность заключалась не только в прочтении Шекспира в азиатской эстетике, но и в том, что "Король Лир" стал в данном случае моноспектаклем. Тайванец Ву Хсинг-Куо, меняя роли одну за другой, отобразил всех персонажей шекспировской пьесы не только посредством актерской игры, но и при помощи танца, боевых искусств и музыки. Он также представлял свою постановку в России, в Александринском театре в 2015 году.

В костюмах все также выдержано в восточной эстетике: серебряная вышивка, отделка красочными лентами и использование традиционной символики — добавляют драматизма к образам шекспировских героев.




Майкл Буффонг — руководитель британской труппы TALAWA, которая с 1986 года утверждает посредством своего творчества права чернокожих по всей Британии. Вместе со своей труппой в 2016 году он поставил классику Шекспира в Royal Exchange Theatre. 

При создании костюмов использовались материалы, которые выглядят максимально эффектно. Цветная кожа, меха, бархат и парча — в данном случае важную роль играют не только ткани, но и их отделка. В повседневных костюмах используется шнуровка и плетение из кожаных лоскутов, а одежда королевской семьи украшена вышивкой и металлическими эмблемами. 

                         

                         


                          


                                                     




Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях