«Кандид» в театре «Практика»

8 мин.
Мастерская Дмитрия Брусникина и Театр Практика сегодня представляют премьеру «Кандид» Елизаветы Бондарь на сцене Градский Холл.
Петр Скворцов, Игорь Титов в спектакле "Кандид"

Музыка

Спектакль заявлен как опера! Более того, «Кандид» полностью идет под живое музыкальное сопровождение - прямо на сцене перед зрителем окажется камерный ансамбль Студия новой музыки. Главная партия у флейты Марии Алихановой, но скрипка, альт, виолончель, контрабас и кларнет – каждый инструмент еще раскроется во время спектакля в музыке Андрея Бесоногова.

Костюмы и грим

Черный, бирюзовый, небесно-голубой, сиреневый, желтый – именно в этих цветах увидели произведение Вольтера 15 молодых художников курса Гали Солодовниковой и Полины Бахтиной из Британки. Одежда, как и было принято в эпоху Возрождения, отражает социальное положение героев. Так Кандид предстает в желтом стилизованном вамсе и черных штанах с буфами. А Кунигунда в голубом придворном средневековом платье с приподнятым, как модно уже в XXI веке, подолом спереди. Плащ-боэми из полипропилена, как будто сшитый из старых ненужных сумок для продовольственных покупок, Панглоса, безусловно, останется в памяти. Но более всего приковывает взгляд костюм черного лебедя, в который художники иронично одели брата Кунигунды.

Игорь Титов в роли "Кандида" и Сергей Карабань в роли Панглоса в спектакле "Кандид"  

По мере развития сюжета на сцене появятся и новые цвета – болгар окрасят в красный, а с приходом на сцену аваров добавится больше желтого, Эльдорадо – запомнится золотом, Венеция – гондолами и тропическим цветами в пикантных местах(!).

Все костюмы- это безусловный рок-н-рол. Но особую роль играет обувь. Кстати, наверняка, никогда еще актерам не было играть так удобно – вся труппа в кроссовках Adidas Originals.

Аккуратный, яркий, выразительнейший грим актеров–
это красные и желтые язычки пламени на глазах, игривые синие и розовые ямочки на щеках. Но главное – улыбки, которые не сойдут с лица артистов до конца оперы – это не нарисует никто.

P.S. Художники продумали каждую деталь – и если вамс Кандида желтый, то обязательно у актеров рядом в нужный момент носки будут в цвет.
P.S.2. Отдельный поклон татуированной водолазке убийцы.
P.S.3. Юлия Староверова, Павел Никитин – браво!
СЮЖЕТ: «Так началось путешествие Кандида в поисках любви, в поисках истины».

Спектакль предстанет перед нами в формате старой компьютерной игры. «Марио»? «Долина памятников»? Нет, видео- мэппинг, приготовленный специально для спектакля студентами Татьяной Самараковской и Маргаритой Акимовой, будет переносить Кандида, ищущего любимую, из одного Level’а в следующий. Освещает путь Кандида Никита Черноусов.
Игорь Титов в роли Кандида

И как в Level’ах различной сложности не издевается над Кандидом бесчестная судьба, оптимизма он, будьте уверены, не потеряет! Фразу «Пойду сброшу с сердца тяжелый камень» - он говорит с такой умопомрачительной улыбкой, что кажется, у таких людей проблем и не бывает! После того, как умрет возлюбленная Кандида, как она воскреснет и станет девушкой свободных нравов, после того как она не раз обманет его, ему еще в добавок предстоит потерять все, что у него осталось. Только самое главное – вольтеровский оптимизм – не покинет героя до конца спектакля.
Игорь Титов в роли Кандида, Мария Ворохобко в роли Старухи. Спектакль "Кандид"

Отдельного внимания заслуживает сцена инквизиторского сожжения на костре неверных. Красивая, с точки зрения видео, пластики, харизмы, музыки – пожалуй, это одна из самых неоднозначных, волнующих и трагических сцен спектакля. Кто-то в зале смеялся, а у нас по коже прошла холодная дрожь!

«Что еще я должен узнать? » -на секунду потеряет веру в лучшее Кандид. Но нет, вольтеровскую философию так просто (убийствами, пиратами, насилием и инквизицией) не сломить.

Кандид

Роль Кандида исполняет Игорь Титов, и он находится на сцене все 2 часа спектакля. Он динамичен так же, как и произведение. Такое ощущение, что все дается ему невероятно легко: он невзначай смешит публику до слез, он перемещается за секунду из одного угла сцены в другой, он прыгает, бегает, а потом и вовсе залезает на стену (Да-да, в спектакле ярко выраженные элементы скалолазания – актеры поднимаются намного выше, чем позволяют правила безопасности, причем совсем без страховки). На высоте трех метров он перелезает со стены за кулисы. А потом снова появляется и опять поет. До сих пор так и осталось невыясненным, откуда Игорь берет воздух, и как он успевает это делать. Зрителю же этого не удается- то сердце замирает, то дыхание перехватывает, то задыхаешься от вечной погони глазами и корпусом за Кандидом.
Игорь Титов в роли Кандида

Добрый ли человек Кандид? Ведь, хоть по Вольтеру, этот юноша и чист душой, нельзя забывать, что он трижды убил! Несмотря на это, глядя на Кандида в исполнении Игоря Титова, в том что Кандид – человек добрейший – сомнений не остается.

Панглос и сифилис

Панглос в исполнении Сергея Карабаня – это умалишённый философ, преданный своим идеалам. Превосходная пластика Сергея – это подкрепление каждого слова движением. Как мы помним, «Жертвой сделался Панглос открытия Колумба», поэтому ария про сифилис – это взрыв эмоций в зале. А выражение лица, с которым он это поет – это готовый материал для полноценного учебника по искусству мимики.

У меня нет ни гроша,
У меня есть только сифилис,
За который я
Не получу ни шиша

P.S. Андрей Родионов и Екатерина Троепольская сотворили невероятный текст – браво!
Сергей Карабань в роли Панглоса в спектакле "Кандид"

Кунигунда

в исполнении Марии Крыловой – это сочетание удивительной светящейся красоты актрисы и умения быть смешной и изображать эмоции без того, чтобы морщиться и кривляться! Этому у актрисы стоит поучиться. При этом ее лицо не перестает выражать всю палитру эмоций, которые испытывает, на первый взгляд, глупенькая, а на самом деле продуманная и фальшивая насквозь, продажная Кунигунда. «Нет ни единого мараведи,» - скажет она старухе, но в этот момент ее, полную меркантильности, хочется обнять и пожалеть.
Сергей Барабань, Мария Крылова, Игорь Титов в спектакле "Кандид"

Весь спектакль Мария Крылова сыграет с высоко поднятой головой- ведь за плечами у ее героини Кунигунды «благородное происхождение и 72 поколения»!

Старуха

в исполнении Дарьи Ворохобко – это персонаж, заслуживший самые громкие аплодисменты. Сначала Дарья в образе старухи завораживает руками –будто они костлявые, трясущиеся, и старуха крайне неприятна. Сидишь в зрительном зале и испытываешь отвращение. Весь фокус в том, что даже без старческого грима, она сыграла старуху так, что мы видим ее в морщинах. А потом резко старуха вспоминает свою молодость и перевоплощается. Скинув старческие лохмотья (костюм старухи, кстати, невероятно красивый, в нем можно идти получать «Золотую маску») – она оказывается в купальнике. Вот тут-то и опрокидывается на зрителя кульминация. Имя ей- ноги Дарьи Ворохобко! Дальше весь взгляд прикован к ногам и даже не сразу понимаешь, что происходит. Потому что обычно, если у девушки такие бесконечные ноги, то уже больше ничего от нее и не ждешь. Но Дарья отлично читает рэп, танцует заразительно и за-во-ра-жи-ва-ет. И с ног внимание переключается уже на харизму. Бурные аплодисменты хореографу Ирине Га. Если за танцы в спектаклях премиями будет учрежден отдельный приз, Дарья выиграла его авансом.
Дарья Ворохобко в роли Старухи в спектакле "Кандид"

Это спектакль, в котором все роли главные. Петр Скворцов и Юрий Межевич, мастерски перевоплощающиеся во время спектакля, так динамичны, так убедительны, что зритель не успевает за ритмом. Это спектакль, который понравится одинаково и тому, кто театрально искушен, и тому кто пришел в театр впервые.

Режиссер

Елизавета Бондарь создала редкий спектакль, завораживающий с первой секунды и не отпускающий. Им хочется дышать, его хочется жадно поглощать. Актеры как будто вовсе не стараются и делают все легко. Но самом деле все, что им было велено делать режиссером, сложно. И мы смеемся. И мы восхищаемся. И мы удивляемся. Тому, что они небутофорски едят на сцене и через секунду поют, тому что они все – прирожденные скалолазы, танцоры, певцы. Задумываешься, а есть ли что-то такое, чего не могут брусникинцы? Или все дело в кроссовках Adidas?) Кажется, Елизавета Бондарь представляет каждого из труппы в полной красе – такое ощущение, что это бенефис каждого без единой возможности для зрителя заскучать или ощутить время. Елизавета сделала так, что несколько раз во время постановки просто замирает сердце.
Режиссер Елизавета Бондарь  

А это внимание к самым мельчайшим деталям?! Даже фразу «Здесь царит лишь разврат» герой по ее задумке сопровождает застегиванием всех пуговиц, как будто не желает иметь к этому разврату отношения.
Юрий Межевич в спектакле "Кандид"

Итог

И вот конец. Кандид и Кунигунда вместе, но она уже, как это бывает в жизни, страшна, стара и несвежа. А он столько пережил и сохранился. Но тут на втором этаже сцены появится мужчина. Он скромный, земной, не умеющий говорить уверенно.. Но он счастливый. И он выше всех. Во всех смыслах:

«Мы с землей… с семьей обрабатываем землю вместе,» - как будто случайно оговорится он и расскажет всем героям о том, что их спасет:

РАБОТА ОТГОНЯЕТ ТРИ ВЕЛИКИХ ЗЛА: СКУКУ, ПОРОК И НУЖДУ. НАДО ВОЗДЕЛЫВАТЬ СВОЙ САД

И кажется, все обретут счастье. Но в глазах Кунигунды грусть и даже… слезы. Счастлива ли она ? Этот вопрос к Вольтеру. А что касается Кандида… то «простейший» он или нет – этот вопрос к зрителю.
Сергей Карабань в роли Панглоса в спектакле "Кандид"

Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях