Камбербэтч, Рэдклифф и Волкострелов за кулисами «Гамлета»: 50 лет знаменитой пьесе Стоппарда

7 мин.
Полвека назад впервые был сыгран спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

11 апреля 1967 года в Национальном театре Великобритании прошла премьера спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда. Абсурдистская интеллектуальная трагикомедия молодого драматурга имела огромный успех и уже через год после написания была поставлена на главной театральной площадке Великобритании. В центр своей истории Стоппард поставил двух второстепенных персонажей «Гамлета», живущих за кулисами шекспировской трагедии. Драматург шутил, что их длинные имена не уместились на надгробиях. Тем не менее они остались в истории: вот уже полвека по всему миру появляются новые постановки одной из самых оригинальных пьес XX века. В 50-летнюю годовщину спектакля «Сила Культуры» вспоминает, кто воскрешал из мертвых персонажей шекспировской трагедии.

Розенкранц 1967.jpg
Rosencrantz and Guildenstern are Dead (1967). Источник фото: National Theatre

Бенедикт Камбербэтч в поисках ответа – орел или решка?

В ноябре 2013 года лондонский Национальный театр праздновал 50-летний юбилей – зрители увидели масштабный перформанс, соединивший различные сцены из наиболее значимых спектаклей в истории театра. В постановке приняли участие знаменитые британские актеры: Джуди Денч, Рэйф Файнс, Эндрю Скотт, Мэгги Смит, Хелен Миррен и многие другие. Бенедикт Камбербэтч предстал в роли Розенкранца, сыграв вместе с Кобной Холдбрук-Смитом первую сцену из пьесы Стоппарда, где герои сидят в трюме корабля, играя в орла и решку. Орел, орел, орел… – игра прерывается вопросом Розенкранца к своему другу: представлял ли ты себя когда-нибудь мертвым, лежащим в гробу?


Дэниэл Рэдклифф в мире абсурда

Пятидесятилетие пьесы Стоппарда празднуют и в лондонском «Олд Вике». На этот раз в роли Розенкранца предстал Дэниэл Рэдклифф, а Гильденстерна сыграл Джошуа МакГуайр. В своем спектакле режиссер Дэвид Лево пытался достичь максимального соответствия первой постановке 1967 года, привнося при этом в классическое прочтение пьесы оригинальные черты. Сохраняя остроумие текста Стоппарда, Лево подчеркивает абсурдистскую атмосферу пьесы с помощью новых приемов: музыка и декорации, напоминающие мистические картины Рене Магритта, гармонично сочетаются с парадоксальным действием трагикомедии. Актерская игра Рэдклиффа, МакГуайра и Люка Маллинса в роли Гамлета снискала высокую оценку британских критиков. Российские зрители смогут увидеть прямую трансляцию спектакля в рамках проекта «Theatre HD» 20 апреля в 21:00 в московских кинотеатрах. Билеты можно купить на сайте проекта.

Рэдклифф.jpg
Источник фото: The Old Vik Theatre

Розенкранц и Гильденстерн в СССР

Премьера спектакля российского режиссера Дмитрия Волкострелова «Розенкранц и Гильденстерн» состоялась в феврале 2017 года в петербургском ТЮЗе. Вслед за Стоппардом Волкострелов исследует двух второстепенных персонажей шекспировской трагедии, создавая собственную историю, действие которой происходит в СССР 80-х годов. Таким образом, режиссер проводит «неочевидную параллель» между двумя эпохами – шекспировской и доперестроечными 80-ми, – у которых оказывается куда больше общего, чем кажется на первый взгляд. Получилась история о советском человеке, «который жил в этой системе и не мог из этой системы выбраться. Точно так же как Розенкранц и Гильденстерн не могут выбраться из пьесы Шекспира», – говорит режиссер. В спектакле Волкострелова персонажи остаются один на один – в постановке задействованы только два актера – Иван Стрюк и Андрей Стрепухин, которые в течение полутора часов пытаются разгадать абсурдистскую загадку Стоппарда.

Розенкранц ТЮЗ.jpg
Источник фото: ТЮЗ им. А.А. Брянцева

«Меня зовут Розенкранц, а его Гильденстерн. Нет, стойте. Наоборот»

В 1990 году Том Стоппард снял фильм по собственной пьесе. Картина получила главный приз Венецианского кинофестиваля и до сих пор остается шедевром интеллектуальной комедии. Герои известных голливудских актеров Тима Рота и Гэри Олдмена рассуждают о сложных философских вопросах – парадоксе закономерности, фатализме и свободе воли, – но с такой легкостью и юмором, что наблюдать за ними – нисколько не скучно. Порой они попадают в эпизоды трагедии Шекспира – и тогда нет никаких расхождений с «Гамлетом»: все персонажи даже говорят стихами оригинального шекспировского текста. Розенкранц и Гильденстерн живут на границе театрального и реального миров – они осознают абсурдность происходящего, уличая актерскую игру во лжи, – знают, что, погибая на сцене, вернутся на подмостки, сменив костюм. «Вы умираете столько раз; как же вы рассчитываете, что они поверят в смерть подлинную?» – обращается к одному из актеров Гильденстерн. Второстепенные персонажи, Розенкранц и Гильденстерн, так и остались обезличенными – даже для самих себя: весь фильм они пытаются вспомнить, кто из них кто, надеясь, что кто-нибудь назовет их по имени – но этого не происходит, и они так и умирают в неведении.

Розенкранц фильм.jpg
Кадр из фильма «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», 1990 г.

Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях