Игра воображения: театральные проекты, которые не были реализованы

7 мин.
Тройка лучших


В.А.Сомов, Проект Драматического театра в Новгороде, 1974
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея аритектуры имени Щусева

До 9 апреля в Музее архитектуры имени Щусева проходит выставка «Мир — театр». Среди экспонатов — проекты театральных зданий, которым по разным причинам не суждено было воплотиться. Рассказываем о самых масштабных из них.

Театр в доме Гирш

Архитектор: Илларион Иванов-Шиц, 1899 

Театр в доме Гирш—- проект известного модерниста Иллариона Иванова-Шица, который построил, среди прочего, «Ленком», Дворец на Яузе и Морозовскую больницу. На фоне элегантных и сдержанных зданий архитектора театр в доме Гирш должен был получиться подчеркнуто роскошным, выдержанным в стилистике венского сецессиона и парижского ар-нуво. Богатое убранство было обусловлено спецификой здания: Иванов-Шиц должен был построить один из первых в России театров в торговом доме. 

Проект предполагал, что в одном пространстве будут расположены офисы, магазины, рестораны и театральный зал — один в один современный торговый центр с кинотеатром и фудкортом. Предприимчивые купцы — владельцы торгового дома — таким образом, с одной стороны, хотели поддержать культуру, а с другой, рассчитывали получить больше прибыли. По задумке наличие театра должно было задержать состоятельную публику в торговом доме до позднего вечера — а значит заставить ее потратить больше денег. Помимо финансовых выгод театр сулил и улучшение имиджа купцов. Арендовать театральный зал на 700 зрителей должна была одна из студий МХАТ, которую на тот момент возглавлял Всеволод Мейерхольд.

Но реализоваться проекту было не суждено — из-за финансовых проблем здание так и не построили. Однако это не значит, что сам замысел театра в торговом доме провалился. Наоборот, он стал приметой начала ХХ века. Так, например, в здании МХТ им. Чехова в Камергерском переулке до того, как его выкупил Савва Морозов, располагалась торговая галерея и театральный зал, который арендовали владельцы кафешантанов — увеселительных кафе с открытой сценой, на которой исполнялись фривольные песенки и танцы. После реконструкции Константин Станиславский написал меценату письмо: «... внесенный Вами труд мне представляется ПОДВИГОМ, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном».


Проект Театра в доме Гирш («Студия» МХАТ Вс.Мейерхольда) в Москве. Главный фасад. 
Вариант, 1899
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея архитектуры имени Щусева


Театр массового действа в Харькове

Архитектор: Михаил Минкус и Виктор Муйжель, 1930

Конкурс проектов Театра массового музыкального действа в Харькове привлек внимание как советских, так и иностранных архитекторов. Задача была грандиозная: спроектировать комплекс на 4500 человек, который стал бы излюбленным местом отдыха всех жителей города. Театр предназначался не только для проведения спектаклей, но и для массовых мероприятий: торжественных собраний, демонстраций и митингов. Форма следовала функции: монументальность постройки предполагала, что каждый человек будет чувствовать себя частью огромного социалистического коллектива.

Одну из наиболее примечательных задумок представили Михаил Минкус и Виктор Муйжель. Проект, выполненный в стиле созвучного тому времени конструктивизма, и сегодня кажется поразительно технологичным и современным: сложное внешнее устройство, пространство с меняющейся геометрией, футуристическая сцена-трансформатор.

Театр новой эпохи должен был бороться за бесклассовое общество, а потому пытался разрушить «четвертую стену» и избавиться от деления участников театрального действа на актеров и наблюдателей. Отныне не существовало «чистого» зрителя: все присутствующие должны были так или иначе вовлекаться в процесс, демонстрируя равенство всех перед всеми.

Выражением такого подхода стали, прежде всего, отказ от сцены-коробки и устройство зала амфитеатром взамен традиционных многоярусных лож. Пространственные опыты архитекторов поддерживались техническими достижениями — уже тогда, в 1930 году, вместо декораций предполагалось использовать видеопроекции с анимацией.

Впрочем, радикальный архитектурный проект навсегда остался только на бумаге: идея построить синтетический театр, а вместе с ним и новый социалистический мир, оказалась большой, но несбывшейся надеждой.


Конкурсный проект Театра массового действа на 4000 мест в Харькове, 1930
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея архитектуры имени Щусева


Театр имени В. И. Немировича-Данченко

Архитектор: Моисей Гинзбург, 1933

На конкурсе проектов Театра имени В. И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре Моисей Гинзбург — один из основоположников конструктивизма, спроектировавший среди прочего Дом Наркомфина — остался непонятым. На фоне попытки большинства художников отразить пафос движения навстречу коммунистическому будущему, поэтика его проекта казалась совершенно неуместной.

Здание театра он предложил сделать в виде облака, на обходной галерее расположил террасу, между этажами поместил кафе и досконально продумал схему связи многочисленных помещений театра. В итоге получился композиционно сложный проект в стиле европейского авангарда, вдохновленный архитектурой Ле Корбюзье с характерными садом на плоской крыше, свободной планировкой внутри и свободным, словно парящим над землей, фасадом.

Сценическое пространство предполагалось сделать максимально пластичным: сцену планировали вынести вперед, а зал устроить так, чтобы ряды можно было легко добавлять или убирать. В отличие от театров в торговых домах на рубеже веков, призванных развлекать, Театр Немировича-Данченко должен был заставлять думать.

Но попытка сочетать геометрическую чистоту форм с поисками живописности и сложных пространственных композиций провалилась: совету жюри во главе с самим Немировичем-Данченко работа не понравилась.


Конкурсный проект Театра им. В.И.Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве, 1933
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея архитектуры имени Щусева

Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях