5 спектаклей Юрия Бутусова в Москве

8 мин.
Любимый Шекспир, Брехт и Чехов

В каждом спектакле Юрия Бутусова зритель встречается с новым, необъяснимым, но поразительно точным театральным высказыванием. Режиссер, как правило, работает с классикой — среди его «любимых» авторов Шекспир, Брехт, Чехов. Однако каждая новая постановка меняет представления зрителей о театре: различные сценографические приемы — от противопожарного занавеса до сотен светящихся шаров, опускающихся на сцену, изменение структуры произведений; исключительная работа с актером и, конечно, музыка. 

Бутусов родился в Петербурге и сначала окончил Кораблестроительный институт, но затем поступил на режиссерский факультет СПбГАТИ. Сейчас он главный режиссер театра им. Ленсовета. Однако, несмотря на это, он регулярно посещает столицу, а у московского зрителя появляются все новые возможности познакомиться с творчеством выдающегося художника современности. 


«Бег»

Театр им. Вахтангова

Пьеса Булгакова «Бег» была написана в один из самых сложных периодов Советской истории. После смерти В.И. Ленина, когда в разыгравшейся внутрипартийной борьбе в 1926-м году победу одержал Сталин, Михаил Булгаков пишет удивительную, полуфантастическую драму о людях, бегущих от красного террора гражданской войны. Несмотря на заступничество Максима Горького, пьеса просто не могла быть поставлена. Премьера состоялась только в 1957 году.

Опыт знакомства с «Бегом» Бутусова сравним с наблюдением изысканно устроенного сна, посвященного ужасу гражданской войны. Сценография спектакля — монохромная, но с яркими, бьющими в глаза алыми элементами. Непрерывная музыка, гул и грохот, сопутствующие театру военных действий. 

Этот спектакль, посредством удивительных перевоплощений вахтанговских артистов (Виктора Добронравова, Сергея Епишева, Екатерины Крамзиной и других) дает возможность познакомиться с одним из самых мистических текстов двадцатого века русской литературы.


Спектакль «Бег», театр им. Е. Вахтангова.  Фото: Александра Торгушникова

Спектакль «Бег», театр им. Е. Вахтангова.  Фото: Александра Торгушникова


«Чайка»

Сатирикон

Вот уже шесть лет «Чайка» в постановке Бутусова не сходит со сцены. На этот спектакль стоит идти, чтобы узнать что-то кардинально новое о природе театра. «Чайка» Чехова в Сатириконе, как и задумывалось автором, — это своеобразная «ода» театру. Но в обработке Юрия Бутусова классика мировой драмы теряет все сформировавшиеся вокруг нее штампы. Полуцирковое, но одновременно трагическое действо, в котором актеры мгновенно меняются ролями и переигрывают одни и те же сцены снова и снова. Сам режиссер появляется на сцене и вместе с актерами показывает зрителю, почему театр — это одновременно и предельное проявление жизни, и огромная трата сил и чувств для всех участников процесса.

Спектакль «Чайка», театр Сатирикон. Источник фото: сайт театра

Спектакль «Чайка», театр Сатирикон. Источник фото: сайт театра


«Король Лир»

Сатирикон

«Король Лир» Шекспира — это трагедия о человеке, который решился потерять все. Главный герой, в исполнении Константина Райкина, добровольно делит королевство между своими дочерьми, а затем наблюдает, как рушится его мир, неспособный что-либо изменить.

Этот спектакль — интересная возможность увидеть другого Бутусова. В сравнении с прочими постановками режиссера в «Лире» все оформлено довольно просто — текст Шекспира остается практически нетронутым, а стилистика костюмов и декораций ненавязчиво, но эффективно погружает зрителя в атмосферу средневековой Британии.

Ко всему прочему в спектакле выдающийся актерский состав: Константин Райкин, получивший «Золотую Маску» за лучшую мужскую роль, Денис Суханов (Граф Глостер), Тимофей Трибунцев (Граф Кент), Агриппина Стеклова (Регана), Марьяна Спивак (Корделия) и другие.

  

Спектакль «Король Лир», театр Сатирикон. Фото: сайт театра


«Добрый человек из Сезуана»

Театр им. Пушкина

Спектакль, претендующий на звание легендарного, был выпущен в театре им. Пушкина в 2013 году. Бутусов поставил перед собой задачу, с которой успешно справился: избавиться от традиционного для Брехта социально-политического подтекста. Специально для этого Егором Перегудовым был создан новый перевод пьесы на русский язык.

Спектакль танцевальный, от начала и до конца музыкальный – немецкий речитатив здесь смешивается с песнями в стиле кабаре и все это в сопровождении ансамбля «Чистая музыка», находящегося здесь же на сцене. «Добрый человек из Сезуана» в театре им. Пушкина — одна из самых успешных постановок Брехта в российском театральном пространстве: спектакль получил две «Хрустальные Турандот» в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучшая женская роль», а позднее – и две «Золотые маски». Одна из которых – также в номинации «Лучшая женская роль в драме». Александра Урсуляк, исполнила в спектакле главную роль — единственного доброго человека — проститутки Шен Те, а также ее двоюродного брата Шуй Та. Урсуляк также задействована и в новой постановке режиссера в театре им. Пушкина — «Барабаны в ночи». 

Бутусов добавляет новые краски в прочтение Брехта, смещая акценты и создавая тем самым спектакль о том, как говорит сам режиссер, что «пора уже вмешаться». Оставляя, впрочем, без ответа, чья это задача: богов или человека. 


«Барабаны в ночи»

Театр им. Пушкина

Одна из последних премьер режиссера: первые «Барабаны в ночи» отыграли в ноябре 2016 года. В работе над ранней пьесой Брехта к режиссеру присоединились артисты театра им Пушкина, уже работавшие с Бутусовым над «Добрым человеком из Сезуана». В этой постановке к ним подключился артист Сатирикона – Тимофей Трибунцев.

Немногочисленные декорации: несколько стульев, столы, фортепиано. Действия прерывают многочисленные интермедии, на время которых огромный красный занавес Пушкинского театра закрывается, а на авансцене появляются актеры, среди которых харизматичная Анастасия Лебедева  — ее персонаж берет на себя функции своеобразного конферансье.

«Барабаны в ночи» — это самая настоящая брехтовская комедия, и в постановке Бутусова она приобретает множество живых и театральных деталей: клоунский грим, который одинаково хорош, как в гротескных, так и в минорных сценах, танцы, музыка разных жанров, и самый настоящий бой барабанов. Феерический финал завершает спектакль тонкой сатирой на взаимодействие человека и социума, которую нечасто можно встретить на современных театральных подмостках.


Музыка

Музыка в спектаклях Бутусова занимает отдельное место. Режиссер, по его словам, чаще всего опирается на собственный плейлист,  как правило, звучат современные композиции. Однако удивительным образом и Prodigy, и Club Des Belugas, и Анатолий Крупнов вписываются в спектакли безукоризненно. Музыка у Бутусова — это не просто сопровождение для актеров, не надстройка: она всегда выражает что-то важное, возможно, неочевидное, в чувстве персонажей: их стремление куда-то, их боль, изнеможденность, радость. Все спектакли Юрия Бутусова очень музыкальны, и эта их музыкальная сторона, даже отдельно от драматического действия, представляет собой удивительную симфонию, составные части которой — песни, звучание музыкальных инструментов, шум воздуха, голоса актеров — являются самостоятельным произведением искусства. 

  


Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях