5 искренних спектаклей Студии Театрального Искусства

10 мин.
Театр – 7-кратный лауреат и 16-кратный номинант «Золотой маски»

Источник: сайт СТИ

Сейчас в СТИ готовятся к громкой премьере — совсем скоро театральная публика столицы увидит знаменитый булгаковский роман «Мастер и Маргарита» в исполнении подопечных Сергея Женовача. И несмотря на то, что Женовач известен своими психологическими разговорными спектаклями, а в афише СТИ хрестоматийный роман пока что выглядит немного чужеродно, «Мастер и Маргарита» — одна из самых ожидаемых премьер этого театрального сезона. Мы решили вспомнить историю возникновения Студии Театрального Искусства и рассказать о лучших постановках этого театра. 

О театре

«Студия Театрального Искусства» на улице Станиславского — один из самых молодых и амбициозных театров столицы, один из немногих, кому удается сочетать в себе богатство традиций и современность, соединять академизм с безупречным чувством стиля, а пафос с юмором. Зрители любят СТИ за интеллигентность и ясность мысли, а также мастерство психологического театра, который заставляет задуматься о смысле жизни и вопросах бытия.

Театр появился в 2005 году после того, как весной в ГИТИСе прошел фестиваль дипломных работ мастерской Сергея Женовача с символичным названием «Шесть спектаклей в ожидании театра». Летом 2005 года Женовач и студенты его выпускного курса объявили о своем решении продолжить играть вместе на столичных площадках. Так возник новый театр — «Студия Театрального Искусства», художественным руководителем которого стал мастер курса. Свой дом у СТИ появился в 2008 году. 

В XIX веке  в его здании находилась золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, знаменитой на всю страну своим богатством семья.  В Москве даже существовала поговорка — «богат, как Алексеев». Именно в этой семьей в 1863 году родился Константин Алексеев, в мировом искусстве известный под фамилией Станиславский. 

Не многие знают, что Станиславский был не только выдающимся деятелем театра, но и увлеченным инженером и талантливым руководителем семейного дела. Станиславский старался улучшить жизнь мастеров и со знанием дела реформировал все аспекты жизни рабочих. Ему удалось наладить культурную жизнь на производстве — по инициативе Станиславского на фабрике появились читальня, хор, а в 1895 году был создан театр для рабочих. Здание этого театра сохранилось и после реставрации стало домом для выпускников курса Сергея Женовача.

Репертуар и атмосфера театра

В основе репертуара театра нет широко известных произведений классиков мировой литературы, многие из них никогда не ставились на большой сцене, а предпочтение отдают прозе. 

В СТИ царит добрая, почти семейная атмосфера просторного уютного творческого дома. В центре буфета стоит большой семейный стол, за которым зрители нередко знакомятся между собой перед спектаклем. Каждому зрителю полагается яблоко, а нередко и угощение в тему постановки. Так, перед чеховским спектаклем «Три года» подают домашнее вишневое и крыжовниковое варенье, перед постановкой «Река Потудань» — сало с черным хлебом и чай из алюминиевых кружек, а перед спектаклем «Москва-Петушки» зрителям предлагают выпить водки и закусить огурчиком.


 Источник: сайт СТИ


Захудалый род
 

Премьера спектакля «Захудалый род», ставшего абсолютным хитом и визитной карточкой СТИ, состоялась 24 мая 2006 года на сцене Центра им. Вс.Мейерхольда, когда у театра еще не было своего дома. Он сразу понравился не только зрителям, но и театральным критикам, стал лауреатом «Золотой Маски» сразу в трех номинациях — «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» и спецпремия жюри исполнительнице роли Варвары Протозановой Марии Шашловой.

Неоконченная семейная хроника, неспешно рассказанная от лица княжны Протозановой (Мария Шашлова), не входит в число самых известных произведений Лескова, хотя сам автор считал его одной из своих лучших работ. На сцене создано двухуровневое сценическое пространство, стилизованное под портретную галерею. По мере того, как княжна рассказывает о своем древнем, благородном, но пришедшем в упадок роде, картины оживают: в рамах появляются герои, рассказывающие о своей судьбе. Повествование всегда ведется от третьего лица — это создает атмосферу задушевного разговора в старом, полном тайн, воспоминаний и откровений доме.


Источник: сайт СТИ


Река-Потудань 

Премьерой спектакля «Река Потудань» по повести Андрея Платонова в 2009 году открылась Малая сцена театра. Это принципиальный выбор Женовач, который считает, что спектакли по Платонову не должны идти на большой сцене, так как у писателя очень высокая плотность мысли, а его язык создан для чтения и сокровенного разговора наедине. Такие личные, интимные истории подразумевают тесный контакт, возможный только в условиях комнатной сцены. Малое пространство требует совершенно иного мерила правдивости и иной театральной игры — здесь не может быть никакого подвоха и обмана. Жанр спектакля обозначен платоновским словом — «сокровенный разговор» — «Реку Потудань» играют всего для 35 зрителей, сидящих в один ряд по периметру стен небольшой комнаты.

В пространстве «Реки Потудань» нет ни сцены, ни занавеса, ни кресел. Основа театрального пространства — доски: все, даже зрительские сидения, сделано из свежей, пахнущей древесины. Однако главное в спектакле — сокровенные признания героев и откровения, которые пытаются спастись от одиночества. Важную роль играет тишина: спектакль держится на длинных паузах — важно то, что между словами. Это постановка о том, о чем обычно не принято говорить вслух: о сокровенных моментах взаимоотношений между мужчиной и женщиной, нескладывающейся семейной жизни двух совсем молодых людей, о трудностях и радостях послевоенного быта.



Источник: сайт СТИ


Самоубийца 

Свой десятилетний юбилей Студия Театрального Искусства встретила дерзкой и неожиданной для себя постановкой «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана 1928 года. Если предыдущие спектакли Сергея Женовача в СТИ отличала нарочитая серьезность, драматичность и строгость, а «Самоубийца» получился острым, ироничным, уморительно смешным и даже местами эксцентричным спектаклем. Непривычная для Женовача постановка оказался крайне злободневной и порой безжалостной сатирой на общество. Важную роль в пьесе играет советский быт и декорации спектакля. Художник Александр Боровский выстроил на сцене двухэтажную конструкцию из старых дверей. Все двери подлинные, а каждая из них — это биография людей, которые за ними живут.

«Самоубийца» — еще одно тонкое размышление о судьбе трогательного и одновременно трагичного «маленького человека», безработного Подсекальникова (Вячеслав Евлантьев), который намеревается покончить жизнь самоубийством, чтобы не быть иждивенцем в семье. Надо признаться, что окружающим эта идея ужасно нравится, только им кажется важным умирать не просто так, а за идею, причем непременно за ту, которую они сами исповедуют. Самоубийство Подсекальникова становится желанным товаром — за право написать его предсмертную записку борются мясник, пытающиеся вызвать ревность дамы, писатель, представитель русской интеллигенции и даже священник. За роль Подсекальникова Вячеслав Евлантьев был награжден международной премией Станиславского в номинации «Перспектива».



Источник: сайт СТИ

Москва-Петушки

В 2012 году самый интеллигентный театр столицы взялся за знаменитую поэму Венедикта Ерофеева. «Москва–Петушки». Постановка стала для Сергея Женовача попыткой творческого хулиганства, своего рода интеллектуальной забавой, а в исполнении талантливых артистов СТИ хрестоматийный текст обрел новое звучание. Поэма «Москва–Петушки», разошедшаяся на цитаты задолго до своей первой публикации, ставит диагноз не одному поколению, а монологи Венечки (Алексей Вертков) сегодня продолжают быть актуальными и звучать как исповедь.

В спектакле, как и в самой поэме, много мата: создатели постановки сохранили эту часть текста, рассматривая ей как важную и неотъемлемую часть нашей жизни, истории и культуры. Отдельного внимания в зрительном зале заслуживает огромная стеклянная люстра Александра Боровского, сделанная из водочных бутылок разных емкостей. Взгляд также останавливается на красном бархатном занавесе — непременном участнике всех советских культурных мероприятий. На протяжении 3 часов этот удивительно смешной спектакль рассказывает грустную историю умного, интеллигентного и очень свободного человека, который оказался лишним в социуме, где он находится.



Источник: сайт СТИ


Кира Георгиевна 

Спектакль «Кира Георгиевна» стал второй постановкой Студии Театрального Искусства на Малой сцене театра (после платоновской «Реки Потудани»). Это интереснейший театральный опыт психологической игры не просто в камерных, а в интимных условиях: действие происходит буквально в полуметре от зрителей, рассаженных в несколько рядов по периметру кровати в центре комнаты. «Кира Георгиевна» — первая постановка этой тонкой повести Виктора Некрасова на российской сцене, продолжающая традиции искреннего театра, где могут существовать новые формы общения со зрителем.

В постановке занято всего 5 артистов — представителей трех поколений мастерской Женовача в ГИТИСе. При видимом минимуме средств поражает исключительная точность и полнота образов героев, которым невозможно не сопереживать. В центре истории находится талантливый скульптор и очень красивая женщина Кира Георгиевна (определенно одна из лучших ролей Марии Шашловой) и ее непростые взаимоотношения с тремя мужчинами: первым мужем Вадимом Петровичем (Дмитрий Липинский), новым старым мужем и известным художником Николаем Ивановичем (Сергей Качанов) и мальчиком-натурщиком Юрочкой (Андрей Назимов). В истории Киры Георгиевны нет правильного и неправильного положения дел, нет плохих и хороших героев, зато есть жизнь с её поворотами, меняющими судьбы.



Источник: сайт СТИ

Студия Театрального Искусства — театр, которому удалось заслужить не только народную любовь, но получить множество наград от сообщества признанных театральных критиков. СТИ является семикратным лауреатом (трижды — в номинации «Лучший спектакль малой формы») и 16-кратным номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Сергею Женовачу удивительным образом удается быть убедительным в своих классических воззрениях на искусство, оставаясь современным и интересным, совсем не прибегая к помощи эпатажа и спецэффектов. В СТИ с уважением относятся к подлиннику, ценят простоту и искренность. Так, Женовач, известный своими лаконичными разговорными спектаклями, является достойным продолжателем дела своего легендарного учителя Петра Фоменко, воспевая мудрый, глубокий и эмоциональный театр.


Оставьте комментарий



Читайте также

Следите за нами в социальных сетях